Герка Рулев
Он пал, раскинув руки
В руках держу прочитанную Книгу Б. Машука «Сполохи», в корой автор рассказал о молодом партизане, командире отряда «Неустрашимый» — Герке Рулёве.
Памятник Герке Рулеву, уставленный в 1967 году в сквере железнодорожного вокзала ст. среднебелая по инициативе учащихся и педагогического коллектива средней школы №4, повесть «Сполохи» амурского писателя к. Машука увековечили имя партита — борца за пролетарскую революцию и советскую власть в Приамурье.
Кто такой Георгий Рулёв, откуда и как появился на Амуре? А в нашем Ивановском районе суждено ему было безвременно погибнуть от руки безжалостного интервента. Ещё в 60-е годы узнать Герке Рулёве помогли первые лица, те, кто в Зейской тайге первыми встретился с ним (переписка и личные встречи с ним).

Родился Герка в г. Нижний Новгород в семье рабочего-железнодорожника. В 1906 года отца, техника по котлам, как политически неблагонадёжного выслали после стачки в Забайкалье. Жили в Чите, отец работал в Депо. Закончил 6 классов начальной школы. За два года до революции он умер. Георгий пошёл работать учеником наборщика в типографию города. Здесь начинал с листовок. В 1917 году участвовал в манифестациях против монархии и Временного правительства Керенского. С 1917 года — член партии большевиков.
В октябре 1917 года — доброволец Красной гвардии, усмирял контрреволюцию на Волге. С марта 1918 года — боец Красной Армии и Забайкальского фронта. Бои за Иркутск, Верхнеудинск, Улан- Уде, Читу, станцию Оловянная, Берзя, Даурия. Потом добровольцем отправился на Уссурийский фронт по маршруту ст. Карымская — г. Алексеевск (Свободный) — ст. Бочкарёвка (Белогорск).
28 августа к приписному столу В.И. Шелепугина — командира Черемховской роты Красной гвардии подошёл Герка Рулёв, одетый в солдатскую шинель с винтовкой в руках, и сказал: «Решил записаться в ваш отряд и следовать дальше на Восток, так как дома на Волге меня никто не ждёт». Ранее лишился родителей, воспитывался в детском доме, холост. Это был 20-летний русский парень, выше среднего роста, худощавый, волосы тёмно-русые, лицо чуть продолговатое с волевым подбородком и карими глазами. Записались в отряд Шелепугина 170 человек.
В Бочкарёвке узнали, что Уссурийский фронт отступает к Амуру под натиском японских интервентов и белогвардейцев. 10 сентября эшелон прибыл в Благовещенск. И здесь узнают, что интервенты сжимают кольцо вокруг Амурской области, что Благовещенский гарнизон уже эвакуирован на пароходах вверх по Зее. 15 сентября Шелепугин встретился с председателем облисполкома и совнаркома Ф.Н. Мухиным, который приказал погрузиться на пароход «Мудрый» с баржей и в составе каравана из 12-ти судов плыть к г. Зея.
Однако, судьба красного каравана оказалась трагичной: не удалось командованию быстро провести его между каменными быками Суражевского железнодорожного моста. Была глубокая тёмная ночь. Японцы с моста открыли мощный огонь по головной канонерке «Орочанин» и она уже самосплавом спустилась вниз до села Андреевка. Затем к ней вплотную подошла лодка «Смерч» под японским флагом и в упор расстреляла судно.
Удалось проскочить Суражевский мост до с. Молчаново только трём пароходам. «Мудрый» прошёл мост и пристал к берегу, так как его обстрелял бронепоезд, и тогда японцы облили его керосином и подожгли. Сотни красногвардейцев погибли в огне или утонули в Зее. Герка, рывком растолкнув толпу самураев, перемахнул за борт, отсиделся в воде и ушёл в тайгу.
Больше недели скитался Герка Рулёв по полям и заимкам, питался тем, что находил в зимовьях, так ни с кем и не встретился, кроме рыбаков — подростков. От них он узнал названия ближайших деревень.
Неожиданно его внимание привлекла узкая замаскированная тропка, которая привела вглубь трясины — пади. Оказывается, он вышел на Круглую падь, что вблизи ст. Серышево. Она со всех сторон окружена топкими болотами, и человек, не знавший проходов, мог утонуть в трясине. Это было очень удобное место для дислокации партизанского отряда под командованием Я.В. Прохорова, который был очень удивлён появлению Герки в отряде.
К концу декабря отряд Прохорова вырос до 250 человек. Командир сформировал взводы, роты, эскадрон, а также группу разведчиков 20- 30-летних парней под командованием Герки Рулёва. У него раскрылись незаурядные способности разведчика: внимание и осторожность, выдумка и смекалка, находчивость, умение принять правильное решение и мгновенно выйти из затруднительного положения. Но исключительная черта Герки — это многоликое перевоплощение: учитель с тетрадями и монах, цыган с уздечкой и милиционер, белогвардейский офицер и крестьянин, пастух и работник-батрак.
Из большого состава партизанского отряда Герка отобрал в разведывательную роту до 35-ти человек, а штаб отряда присвоил ей название «Неустрашимый». Из 15- ти последних месяцев жизни Герки в течение 3-х месяцев этот отряд помогал создавать такие же подпольные разведывательные группы в призейских районах области.
Январь — март 1919 года Герка — боец-разведчик повстанческой армии Г.С. Дрогошевского.
Апрель — сентябрь 1919 года: оперативно-подрывная диверсионная группа Рулёва действует, в основном, в Свободненском, Ивановском, Белогорском районах, обеспечивая надёжную связь и информацию между подпольными комитетами и партизанскими отрядами.
Развернулась большая агитационная и разъяснительная работа среди населения области по ослаблению боевой мощи оккупантов. Разведгруппы, подпольные комитеты и штабы срывали мобилизацию молодежи в армию Колчака, призывали отказывать в подводах для передвижения сил белояпонцев, не давать продовольствие, фураж и прочее. Создавались невыносимые условия оккупантам для дальнейшего пребывания их на Амурской земле.
И весной 1919 года интервенты это почувствовали. Уязвимым объектом для них оказалась Амурская железная дорога, только что вступившая в эксплуатацию, словно её специально поспешили построить для непрошенных гостей. Железная дорога была одноколейной, каменные мосты строились только через большие реки, а через мелкие речки и ключи — деревянные. Во время гражданской войны с интервентами партизаны воспользовались этим обстоятельством. И чтобы не допустить передвижение вражеских эшелонов, они сжигали и взрывали мосты, жилые, путевые и пассажирские здания, портили полотно дороги.
Центральный оперативный штаб направил усилия подпольных активистов, штабов и партизанских отрядов, оперативно-подрывных диверсионных групп на реализацию так называемого летне-осеннего рейда «Капитальный ремонт «Амурки». Отряд Герки «Неустрашимый» тщательно подготовился к этому рейду. От Свободного — Белогорска до Благовещенска во всех деревнях и хуторах, расположенных в полосе 10-15 километров по обе стороны железной дороги были подобраны группы по 3 — 7 человек: глаза и уши разведки. В этих же местах были выявлены «стукачи», а некоторых разведка отправила на тот свет за предательство, выдачу карателям подпольщиков и партизан.
«Неустрашимый» собрал сотни винтовок и патронов, одежду и обувь, перевязочный материал и лекарства. Собрал всех дезертиров из армии Колчака и белогвардейских отрядов, обманутых парней, и ими увеличились партизанские отряды.
Только в одну ночь августа 1919 года от Свободного до Благовещенска запылали двести железнодорожных мостов и прилегающих к ним строений. Летели под откос поезда и платформы. Сорваны и сожжены сотни километров проводов связи, столбов, шпал, рельсов.
Для проведения диверсий разведчики запасались инструментами (лапы для разбора путей, ломы, лопаты, топоры, пилы, кирки, керосин) и брали их на станциях Среднебелая, Березовка, на разъездах.
Уже к декабрю народные мстители против японо-белогвардейцев накалили обстановку до предела. Почти вся Амурская железная дорога была выведена из строя. У оккупантов не было времени, рабочих сил и материалов для восстановления разрушенных участков.
Пути-дороги Герки — это сотни километров. В нашем районе: разъезд 35-го километра, посёлок в селе Среднебелая, Березовка, Семиозёрка, Троицкое, Новопокровка, Алексеевка, Петропавловка, разъезд 98-го километра, железнодорожный мост через Зею, Моховая падь, Владимировка, побережье Зеи от Свободного до Благовещенска, мосты и переправы через неё, его все пашни и заимки, канавы, ямы, бугры, лиманы, скирды хлеба и соломы, перелески и кусты. В этих явочных местах Герку сутками ждали свои ребята с важными сообщениями для таёжных штабов.
Видимо много хлопот доставила бело-японцам диверсионная группа Герки, что за его голову они посулили 10000 йен. Специально для поимки этой группы и Герки действовал карательный отряд. И в конце сентября 1919 года не без предательства разведчик был выслежен и схвачен в трёх километрах от Успеновки Белогорского района на заимке кулака К. Олимпера. Его допрашивали в белояпонском штабе Среднебелой, который располагался в казарме железнодорожников, что сейчас стоит напротив памятника Герке Рулёву.
Больше недели с особым пристрастием допрашивали Герку палачи, издевались, применяя к нему самые изощрённые пытки и истязания. Теряющего сознание Герку швыряли с крыльца, обливали холодной водой, поили горячим солёным кипятком, протыкали штыками нос, губы, уши, шомполами били по суставам рук и ног, папиросами жгли его тело. В вагоне «Смерти» бронепоезда Герку подвешивали, чтобы он руками и ногами не мог касаться пола и потолка. Так часами он висел вниз головой. Никого не предал и только утверждал, что Советской власти быть всегда.
Под вечер 5 октября Георгия каратели повели на расстрел. Его последний путь: через перрон по шпалам мимо водокачки, переезда и поворот направо, за переездом опять поворот направо на селе. Вот здесь, на развилке дорог, японский офицер высоко занёс шашку над головой Георгия Рулёва…
Он пал, раскинув руки, с открытыми глазами. Чтобы замести следы преступления, изверги перетянули тело через переезд и у ограды огорода, напротив нефтебазы, торопливо штыками в полметра выдолбили яму, сбросили в неё труп и забросали его землёй.
В марте 1920 года на ст. Среднебелая из Белогорска прибыл санитарный поезд, по пути следования подбиравший жертв интервенции. Из-под холмика земли извлекли тело легендарного разведчика, отвезли в Благовещенск и похоронили в братской могиле на стадионе.
Ещё почитать можно здесь
