Грабор Алексей Григорьевич
Великая Отечественная война! Как давно это было для нас и как недавно для истории! Великая война и великая трагедия для нашего народа. Наверное, не осталось семьи, которая не была бы задета этой кровопролитной войной. С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Пока живы ветераны и труженики тыла, их знают и помнят, но многих уже нет с нами.

Грабор Алексей Григорьевич родился в многодетной семье 10 февраля 1912 года в селе Некрасовка, что в шести километрах от районного центра. Его родители были простыми крестьянами. В семье было 14 детей, поэтому, как и все подростки того времени, Алексей рано начал трудиться, помогал родителям по хозяйству и на полях.
Его детство проходило также, как и у всех деревенских ребятишек. С малых лет приучали к тяжёлому сельскому труду: принести воды в избу, напоить скотину и выгнать её в поле, наколоть дров, накосить сена и т.д. С десяти лет боронили поле, с двенадцати пахали, а в четырнадцать работали наравне со взрослыми. Семья была работящая, поэтому и жили не бедствуя, трудились с раннего утра до позднего вечера.
В 17 лет Алексей стал работать в образовавшемся в Некрасовке колхозе имени Максима Горького. Зимой делал кадки, бочки, лопаты, сани, корзины, а летом трудился в поле на прицепных плугах и сенокосилках. Очень его интересовала техника и всё, что с ней было связано. Выучился водить автомобиль: полуторка стала любимым коньком сельского парня.
Великая Отечественная война круто повернула жизнь страны. Из семьи Грабор на фронт ушли три брата: Алексей, Николай, Константин.

Алексея призвали в 1941 году, в самом начале войны. На тот момент ему было 29 лет. Он попал в ремонтную бригаду паркового взвода 1519 гаубичного артиллерийского полка первого Белорусского фронта. Необходимо отметить, что ремонтные бригады автомобильного парка в войну играли особо важную роль.
Алексей был рядовым слесарем паркового взвода. Тысячи автомобилей и другой техники пришлось ему отремонтировать. Особенно досталось в период преследования противника от Вислы до Одера. За время службы показал себя отлично знающим дело авторемонта. Освоил ремонт иностранных машин — Willys МВ и Studebaker US.
Война научила придумывать нужные дополнительные приспособления к автомобилям. На многие «Виллисы» Алексей устанавливал пулемёты и другое стрелковое оружие. Были машины и для медицинской помощи: они оснащались носилками. «Студари», как называл их Алексей, использовались и как боевые машины, и как тягачи. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «Катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны.
Много ремонтировал и трофейных немецких машин. Приходилось всё время учиться, работать над повышением своей квалификации. В подразделение поступали молодые солдаты, и Алексей Григорьевич активно передавал свой опыт начинающим слесарям.
Долгий военный путь прошёл Алексей от Некрасовки до Варшавы. Исколесил пол Европы.
За отличия в бою был. награжден медалью «За отвагу» и медалью «За боевые заслуги».
Из воспоминай Алексея о совершенном подвиге: «Было это в 1945 году недалеко от передовой бригады слесарей. Уже который день без отдыха восстанавливали технику, разбитую в ходе боёв. Вдруг из-за бугорка послышался страшный приближающийся рёв, все подумали, что прорвался немецкий танк, побросали инструменты и приготовились к бою. Через несколько секунд бойцы увидели, как прямо на них с рёвом и на огромной скорости несётся искорёженный штабной «Виллис». Водитель на ходу выключил скорость и еле успел затормозить.
Он выскочил из машины и стал руками показывать на неё. Из-за рёва мотора слов было не разобрать. Алексей не растерялся, быстро подбежал к машине и выдернул шланг топливопровода. Мотор выработал остатки бензина и заглох. Вокруг собрались бойцы ремонтной роты. Немного успокоившись, водитель рассказал, что везёт разведданные с передовой.
На открытой местности немцы заметили машину и начали забрасывать её минами. Одна разорвалась совсем близко, оторвала капот и правое крыло, но колесо не пробила, вторая попала прямо в мотор и застряла между выхлопным и всасывающим коллекторами. Сама мина не разорвалась, но повредила электропроводку и чугунный выхлопной коллектор. Стабилизатор мины заклинил тягу педали газа на полную.
Когда мотор машины немного остыл, Алексей своими ручищами с огромным трудом и осторожностью, чтобы не задеть взрыватель, вытащил снаряд, отнес его подальше и там подорвал.
Проводку восстановить не проблема, тяга газа тоже освободилась, а вот где найти коллектор? Конечно, можно подождать, пока подобьют другую такую машину, но их было мало, да и времени совсем не было. Алексею уже приходилось раньше восстанавливать чугунные детали, он быстро обмотал электрод медной проволокой и на месте заварил трещину. Через полчаса водитель уже мчался в штаб с донесением на потрёпанном, но исправном «Виллисе» без капота».
За этот подвиг Алексей Григорьевич Грабор и заслужил свою медаль «За отвагу».
В приказе о награждении содержится запись: «Слесаря паркового взвода рядового Грабора Алексея Григорьевича за то, что он в период преследования противника от Вислы до Одера с 16 января 1945 года всё время находился с батареями полка в течение многих суток без сна и отдыха, на марше и на поле боя ремонтировал боевой автопарк, чем в большой мере способствовал постоянной готовности боевой тяги».
После войны вернулся Алексей в родное село Некрасовка. Снова пошёл в колхоз водителем. Работал и на полуторках, и на ЗИСах, первым получил ГАЗ-51. Последней была грузовая техничка ГАЗ-53. Каждую машину он любил, знал отлично их сильные и слабые места, и техника никогда не подводила его. Двухметровый балагур всегда был душой любой кампании, притягивал к себе хороших людей.
Обзавелся Алексей и семьей. Жили дружно, детей растили в заботе, с ранних лет приучали к труду, чтобы выросли достойными гражданами своей страны.
Сегодня Алексея Григорьевича нет с нами… Умер он 5 августа 1978 года. На его могиле в знак любви и привязанности к технике, прикреплён руль от его последнего ГАЗика, но ещё живы его дети, многочисленные внуки и правнуки, которые хранят добрую память о нём.
Методист музея, Грабор А.А


Односельчане Алексея

