Гражданская война
Гражданская война 1918-1922 годов на Дальнем Востоке является важным историческим событием международного масштаба, которое определило его судьбу. И не только России. Она оказала влияние на развитие Китая. Сегодня, как никогда, важно понимать, что для нас ныне живущих в 21 веке, это трагический урок противостояния одной части общества против другой. 25 октября 2022 года мы будем отмечать 100-летие окончания Гражданской войны, которая оставила горький след, незаживающую рану в нашей памяти и наших сердцах.
Утром 18 сентября 1918 года из Сахаляна (Хэйхэ) в Благовещенск, через Амур, переправились белогвардейцы, а следом за ними прибыл японский батальон. Вскоре важнейшие пункты Приамурья были заняты японскими войсками из 12 дивизий под командованием генерала Ямада. Для основной массы простых граждан Дальнего Востока японские войска и их приспешники были не освободителями от большевиков, а кровавыми оккупантами. Так как с первого дня никто не имел от них пощады. Японцы вели себя на Дальнем Востоке, как в завоёванной дикой колонии. Они, пришедшие на амурскую землю, не скрывали свою ненависть к русским людям, живущим на этой земле, так как считали её уже своей собственностью. Стремясь очистить «свою землю» от русских, они беспрерывно их унижали, избивали и массово убивали по любому поводу. Счёт братским могилам пошёл на сотни. Народ, испуганный их злодеяниями, уходил в леса. Соответственно, они вскоре получили в ответ такое же отношение, пленных партизаны не брали.
Уже в начале октября 1918 года, под руководством Благовещенского подпольного областного комитета партии, в таких сёлах, как Жариково, Ивановка, Ильиновка, Борисоглебка, Черемхово, образовались подпольные организации, поставившие своей целью создание отрядов самообороны. 19 октября крестьяне села Средне-Белое первыми вступили в бой с белогвардейским отрядом, прибывшим для изъятия оружия, и разбили его. Подошедшее к белым подкрепление из Благовещенска также потерпело неудачу. Из документа Российского государственного исторического архива Дальнего Востока: «Белобандиты, действуя небывалым террором, мобилизуют, грабят, убивают местное население, которое усиленно противодействует, организовывая партизанские отряды для беспощадной борьбы с ними. Областное управление организовало комитет помощи армии, призывает население пойти на жертву, не допуская свиста нагайки, шомполов, покровительства мировой буржуазии. Область единодушно откликнулась на призыв, отовсюду поступают пожертвования в отряды добровольцев по организации комитетов помощи».
К концу ноября 1918 года в Амурской области наметились три основных центра по руководству борьбой: подпольный штаб в Благовещенске, штаб 1-го района на территории западнее реки Зея и штаб 2-го района на территории восточнее Зеи. Взяв курс на массовый характер движения, районные штабы проводили большую агитационную и пропагандистскую работу. Они собирали сельские сходы, на которых крестьяне принимали резолюции с требованиями восстановить Советы, заявив о поддержке штабов и готовности выступить по их приказу на борьбу с интервентами и белогвардейцами. В течение октября-декабря 1918 года было проведено свыше 100 таких сельских сходов. В их числе в сёлах Анновка, Ерковцы, Петропавловка, Семиозёрка, Троицкое и других. Протоколы хранятся в фондах ГААО.
По всей Амурской области японцы и белогвардейцы начали кровавые расправы с представителями и сочувствующими советской власти. С целью запугать местное население массово сжигались целые деревни вместе с их жителями, устраивались массовые показательные расстрелы, и проводились кровавые карательные операции. Существует множество свидетельств бесчинств и бесчеловечного обращения японских оккупантов и их белогвардейских слуг с местным населением.
Из воспоминаний Васильченко-Аксеновой Анастасии Гавриловны, участницы Гражданской войны: «При вторжении японских войск я вместе со сформированным отрядом эвакуировалась из г. Благовещенска по реке Зее на пароходе «Мудрец». Но японцы разгромили отряд. Меня и еще несколько товарищей схватили. Мне выбили зубы, избили и бросили в трюм. Затем японцы подожгли пароход, но по счастливой случайности одному из пленных удалось развязать руки, благодаря этому я и еще 17 человек спаслись».
Из воспоминаний Колодаева Михаила Кузьмича, участника Гражданской войны, о революционных событиях в Амурской области в 1918-1920 годах: «Буржуазия встречала их криками «Ура!», бросала на пути цветы, знакомила со своими дочерьми-барышнями. И в благодарность за все это японские самураи не считались ни с чем. Чувствуя себя полными хозяевами положения, начали грабить и убивать не только рабочих, но и самих буржуев, насиловать их жен и дочерей. Вот так власть перешла в руки палачей».
Из воспоминаний Прохорова Я.В., организатора-руководителя партизанского отряда: «В Амурской области, как и на всем Дальнем Востоке наступила полоса черных дней. Прошли японо-белогвардейские карательные экспедиции для вылавливания «красных». Начались аресты, порки, расстрелы, грабежи, сжигание домов рабочих и крестьян по подозрению или по доносу, что они сторонники Советской власти».
